Одним из основных направлений противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности Президентом Российской Федерации названо привлечение граждан к участию в охране общественного порядка. Но эффективно ли привлекать непрофессионалов к такой работе? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим исторический и современный опыт нашей страны, а также зарубежную практику участия граждан в охране общественного порядка.
Обеспечение общественного порядка посредством привлечения к такой деятельности граждан имеет давнюю историю.
В 1958 году были организованы добровольные народные дружины, объединившие к 1987 году более 14 миллионов советских граждан. С конца 1950 года участие граждан в охране общественного порядка постоянно увеличивалось и активно пропагандировалось.
В настоящее время участие граждан в охране общественного порядка также используется, хоть и в меньших масштабах. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», одним из способов решения наиболее важных вопросов деятельности полиции является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. Согласно главе 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Закон), основными формами такого участия являются: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, внештатное сотрудничество с полицией, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Закон подробно регламентирует вопросы создания и деятельности народных дружин, а также отдельные вопросы работы внештатных сотрудников полиции.
Содействие органам внутренних дел включает в себя сообщение о совершенных правонарушениях и об угрозах общественному порядку, участие в проводимых мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов полиции.
Граждане имеют возможность участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности согласно ст. 11 Закона. Такие объединения создаются гражданами по своей инициативе по месту жительства, учебы или работы.
Особое внимание в Законе уделяется закреплению правовых основ создания и деятельности народных дружин. Создаются дружины по инициативе граждан, которые хотят участвовать в охране общественного порядка. Подчеркнем, что начать свою деятельность народные дружинники смогут только после внесения народной дружины в специальный региональный реестр. Отметим, что дружинникам разрешено применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им самим или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Пределы ее применения закреплены в ст. 19 Закона.
Государство в целом и правоохранительные органы в частности заинтересованы в привлечении граждан к охране общественного порядка. Сказанное подтверждается словами Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Следует, конечно, активнее задействовать добровольные народные дружины... надо теснее работать с общественными организациями. Там очень много порядочных, озабоченных этой ситуацией людей».
Уважаемые граждане!
В целях недопущения нарушения общественного порядка, своевременно информируйте органы полиции или военной комендатуры Липецкого военного гарнизона о всех случаях противоправных действий населения. Тем самым мы можем сохранить здоровье, а порой и жизни, наших родных и близких.