Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвет сайта
  • А
  • А
  • А
ИзображенияВкл

Меню

Полезные ссылки

1ШУБИНШУБИН Павел Николаевич

(1914 – 1951)

П. Н. Шубин родился в с. Чернава Измалковского района Липецкой области 14 марта 1914 года. Минули годы, но все так же как в детстве Шубина, струят свои воды речки Чернавка и Сосна, почти не изменился пейзаж этих мест. Поэт и сегодня вводит нас в родной дом, в места, запомнившиеся ему на всю жизнь.

Пятнадцатилетним подростком уехал Шубин из родного села в Ленинград, работал  там слесарем. В 1934 году поступил на филологический факультет Ленинградского педагогического института им. А. Герцена, в 1938 году его закончил. Рассказывают, что к чтению будущего поэта в детстве приохотил отец. Сельский мастеровой, он любил книгу и научил любить ее сына. Серьезный след в душе поэта оставили библиотеки Ленинграда, учеба в институте, пребывание в семье «герценовцев». Здесь же он опубликовал и первые свои стихи и стал автором первой книги «Ветер в лицо» (1937). 1938 год – окончание института, совпавшее с принятием молодого поэта в члены Союза советских писателей, и переезд в Москву, где вскоре выходит его вторая книга «Парус» (1940).

Перед войной Павлу Шубину довелось побывать дома, в родном селе под Ельцом. И все-таки поэт прав, связав с этим приездом такое открытие родной земли, которое он пронес через всю войну и более того – через всю жизнь. От «санной дороги до Чернавска», от «дровней, звонких, как гусли», от «мудрого художества отца» пошли первые представления поэта о родной земле. Но теперь, в годы войны, поэт живет иными чувствами и пишет по-другому. Строже. Может быть, суровее. И в то же время проникновеннее, доверительнее. В годы Великой Отечественной войны Павел Шубин – офицер Советской Армии, участник боев на Карельском и Волховском фронтах – воспевает доблесть своих однополчан. Впечатления военных лет вошли в прижизненные книги поэта «Моя звезда» (1947), «Солдаты» (1948), «Дороги, годы, города» (1949).

За мужество и отвагу, проявленные в боях, П. Н. Шубин был награжден орденами Великой Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями.

Павел Шубин безвременно скончался 9 апреля 1951 года, но его сильный и чистый голос продолжает звучать в советской поэзии, «от сердца к сердцу» переходит завет поэта:

И, может быть, затем дано нам детство,

Чтоб вешним утром встретиться в упор

С зеленою землей

И заглядеться

На дальную красу… И с этих пор

До седины оставить в сердце чистом

Влюбленность в мир…

Эту влюбленность в мир Павел Шубин пронес через всю жизнь. Трепетный парус его поэзии, взявший старт с берегов тихой и скромной Сосны, смело вошел в широкое море русской литературы.

2ЧЕБЫШЕВЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович

(1821 – 1894)

Недавние краеведческие открытия позволяют утверждать, что измалковская земля вскормила величайшего русского математика.

Пафнутий Львович Чебышев родился 4 (16) мая 1821 года в деревне Окатово (бывший Боровской уезд), ныне Жуковский район Калужской области. Чебышевы – старинный дворянский род Елецкого уезда. А всего в большой семье Чебышевых было пять братьев и четыре сестры. Их имения, полученные предками за верную службу Отечеству, располагались на землях нынешнего Измалковского района. Как же удалось открыть еще одну страничку  истории нашего края? В год 180-летия Пафнутия Львовича в Калуге была проведена научная конференция по вопросам археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Так конференция помогла сделать краеведческое открытие, что урочище «Чебушов сад», расположенное рядом с родовой усадьбой предков великого поэта в Кропотово-Лермонтово, оказалось имением отца Льва Павловича, а затем старшей сестры великого математика Елизаветы Львовны Чебышевой-Тарасенковой.

Изучение следов дворян Чебышевых в Елецком уезде позволило сделать еще одно открытие: вторая сестра великого математика – Екатерина Львовна вышла замуж за елецкого помещика Михаила Николаевича Лопатина, чем породнила через Лопатиных дворян Чебышевых и купцов Пришвиных. А совсем недавно – еще одна удивительная находка. Выяснилось, что сам Пафнутий Львович Чебышев был елецким помещиком, владел родовым имением Чебушово (Знаменка) в Елецком уезде. Оно располагается в двенадцати километрах южнее Измалково, на речушке Черник, впадающей в Чернаву.

Сборник статистических сведений по Орловской губернии, том 2, выпуск 2 «Материалы по частно-владельческому хозяйству Елецкого уезда. Издание Орловского губернского земства, 1888 год» утверждает, что в Афанасьевской волости (село не указано) за П. Л. Чебышевым в 1888 году числится имение в 348 десятин одним участком. Хозяин располагал 248 десятинами черноземной пашни и сотней десятин леса. В хозяйстве числится 15 сох, 5 плугов, 5 борон железных и 15 деревянных. Помещик широко использовал сельскохозяйственные механизмы. В его владении каток, жатвенная машина, конная молотилка, 3 веялки, 2 сортировки и одна необычная машина, которой земские статистики не нашли названия. В имении 75 лошадей, 68 голов крупного рогатого скота, 10 свиней. Значит, сельцо Чебушово, село Черник и деревенька Закутино принадлежали великому математику Пафнутию Львовичу Чебышеву.

Его имя является гордостью отечественной науки. П. Л. Чебышев оставил огромное научное наследие. Тридцатилетняя педагогическая деятельность Пафнутия Львовича создала целую школу замечательных математиков. Уже при жизни ученый получил всеобщее признание: заслуженный профессор Петербургского университета, член российской французской академии наук, почетный член многих академий, университетов и ученых обществ, действительный тайный советник и кавалер орденов. По признанию самих математиков, Чебышев – это гордость науки в России, один из первых математиков Европы, один из величайших математиков всех времен.

Итак, Чебышевы были елецкими помещиками. И великий математик, родившийся на Калужской земле, был кровными узами связан с Елецким уездом. Биографы П. Л. Чебышева умалчивают о его елецких имениях. Но мы, думается, вправе считать академика своим земляком.

3ГРИБОЕДОВГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич

(1795 – 1829)

Автор бессмертной комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов, по пути на Кавказ и в Персию, проезжая бескрайними просторами Центрального Черноземья, неоднократно бывал на крупных почтовых станциях Елец и Задонск. Но эти случайные посещения не оставили следа в его биографии.

Более серьезного внимания заслуживает пребывание Грибоедова в нашем крае летом 1823 г., когда в течение трех месяцев поэт находился в имении Степана Никитича Бегичева Дмитровское (Полевые Локотцы) Тульской губернии (теперь Измалковский район Липецкой области).

Дружеская близость Грибоедова с Бегичевым освещена в литературе довольно подробно. Известно 20 писем Грибоедова к другу (1816 – 1826 годы), к нему обращены и путевые письма Грибоедова, своеобразный дорожный журнал, который вел драматург в 1818 – 1821 годах.

С.Н.Бегичев, «друг и брат» поэта, вспоминал о жизни Грибоедова в деревне летом 1823 года в «Записке об А.С.Грибоедове»: «Я выехал из Москвы в конце мая. Вслед за мной приехали ко мне в деревню брат мой с семейством и Грибоедов. Последние акты «Горе от ума»  написаны в моем саду в беседке. Вставал он в это время почти с солнцем, являлся к нам к обеду и редко оставался с нами после обеда, но почти всегда уходил и приходил к чаю, проводил с нами вечер и читал написанные им сцены».

В Дмитровском А.С.Грибоедов получил ту свободу и покой, которые ему были необходимы для творчества. 8 августа он писал А.В.Всеволжскому: «Пишу тебе из какого-то оврага Тульской губернии, где лежит древнее господское обиталище приятеля моего Бегичева… Отсюда меня не отпускают, и признаюсь: здесь мне очень покойно, очень хорошо».

С.Н.Бегичев очень гордился тем, что именно у него в имении поэт создал третий и четвертый акты комедии, что он был в числе первых ее слушателей и читателей.

Может, в нашем крае поэт услышал, а затем обработал и вписал в комедию выражения, ставшие впоследствии пословицами и поговорками: «Я глупостей не чтец, а пуще образцовых», «Ба, знакомы все лица!», «Иметь детей, кому ума не доставало», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь», «Все врут календари» и многие другие.

В сентябре 1823 года Грибоедов вместе с Бегичевым уехали в Москву. Но остановка Дмитровского, дружеский прием хозяев, тишина и покой всегда помнились поэту. В январе 1825 года он пишет другу из Петербурга: «Брат. Ты меня зовешь в деревню. Коли не теперь, не нынешним летом, так верно со временем у тебя поищу прибежища…»

Но последующие посещения были краткими, проездом на Кавказ и в Персию. Последний раз Грибоедов посетил своего друга в июне 1828 года по пути из Петербурга в Тегеран, куда он был направлен в качестве посла. Это была их последняя встреча, во время которой Грибоедов передал Бегичеву так называемую «Черновую тетрадь» с автографами, стихотворениями, планами трагедий, путевыми записками и другими материалами.

30 января (11 февраля) 1829 года А.С.Грибоедов трагически погиб в Тегеране во время разгрома русской миссии.

4ИЗМАЛКОВИЗМАЛКОВ Алексей Матвеевич

(1905 – 1968)

Измалково слыло селом большим и зажиточным, из поколения в поколение здесь совершенствовалось и передавалось гончарное мастерство, а незадолго до русско-японской войны открылась керамическая школа, в которой опытные гончары обучали своему искусству молодежь.

И хотя по названию села чуть не половина сельчан звалась Измалковыми, и немало было среди них отличных мастеров, все же изделия Матвея Измалкова всегда шли на особицу: всем удались – удобные, прочные, красивые.

Был Матвей мастер «божьей милостью» и хозяин радушный и человек хорошо грамотный, разбирался в законах, что по тем временам встречалось среди крестьян редко.

Любили захаживать к нему односельчане, – посоветоваться или просто так, поговорить.

Нередко приезжали и гости из города. По пути из Ельца останавливался проездом в Орел или Москву писатель И. А. Бунин. Надолго не задерживался, но всегда перед отъездом посмотрит, что нового сделал мастер, иногда кое-что покупал.

Так вот, заехал Бунин к Измалковым в августе 1905 года, а у них радость: родился сын. Слово к слову, согласился гость быть крестным. Мальчика назвали Алексеем.

Когда сыну исполнилось десять лет, Матвей Измалков послал его в гончарную школу: пусть приучается к делу. Учился Алексей с охотой, только часто делал не то, чему учили мастера. Среди чашек и кувшинов находили у него глиняных лошадок, коров, фигурки людей. И стал бы Алексей Измалков гончаром, если бы не революция.

Четыре года носила боевая судьба Измалкова по фронтам гражданской войны. В конце 1919 года он был зачислен в состав одного из полков регулярной Красной Армии как доброволец, воевал с Деникиным, освобождал Крым. Именно здесь у Алексея появилось желание писать. Очень неумелы эти произведения восемнадцатилетнего юноши. Но виден в них острый глаз и пытливость, привлекает живой интерес молодого красноармейца ко всему, что его окружало, стремление понять людей этой далекой страны. Позже, окончательно определив свое призвание, Измалков писал мало и редко, хотя любовь к литературе сохранил на всю жизнь, собрал большую библиотеку и читателем был неуемным и взыскательным.

Глубокой осенью 1923 года Измалков был направлен на учебу. Когда в штабе военного округа у него спросили, где бы он хотел учиться, попросился в центральную Россию; тянуло поближе к родным местам, до боли хотелось вновь увидеть снова избы, пшеничные поля, березки. Просьбу уважили. Так он попал в Орел на командные пехотно-пулеметные курсы.

В Орле Измалков снова начал рисовать и скоро стал бессменным художником курсантских стенных газет и листов. Иногда удавалось и лепить. Начальник школы заметил способности девятнадцатилетнего курсанта и однажды спросил, что он думает делать после армии. Измалков признался, что хочет стать скульптором. После окончания курсов он получил направление в Москву, в рабфак искусств имени А. В. Луначарского.

В годы учебы на рабфаке (1925 –1929) Алексей Измалков несколько раз встречался с В. Маяковским, С. Есениным, Н. Обуховой, бывал в гостях у многих крупных художников, артистов, писателей. В 1929 году, окончив рабфак, он поступил во ВХУТЕИН. В 1930 году во время реорганизации института скульптурный факультет, на котором учился Измалков, был переведен в Ленинград. Здесь в Академии художеств он учился у А. Т. Матвеева, затем после ухода в 1932 году из Академии некоторое время работал в мастерской И. Д. Шадра.

В этом же 1932 году Алексей Измалков вступил в только что созданный Союз художников. В 30-х годах он берется за сложную и ответственную тему – начинает работать над образами героев революции. В этот период скульптор выставляется редко, хотя в его мастерской один за другим появляются бюсты И. Щорса, М. Фрунзе, А. Пархоменко, Параши Жемчуговой, С. Орджоникидзе, С. Есенина, К. Ворошилова, Р. Роллана…

С первых дней Великой отечественной войны Измалкова по его просьбе направляют на флот. В декабре 1942 года его отзывают из части и назначают главным художником Наркомата Военно-Морского Флота. Работая в самой гуще событий, ежедневно встречаясь со своими героями, он поставил  перед собой задачу, отразить все стороны их жизни на войне. В произведениях Измалкова моряки  воюют («Оборона  Севастополя»,  1942;  «Атака морской пехоты», 1943),  служат  («На вахте»,  1942), отдыхают («Яблочко», 1943).

Алексей Измалков делил с моряками все тяготы и опасности войны, часто бывал в окопах на передовой, выходи на бронекатерах и  тральщиках в море. В этих условиях невозможно было лепить – глина, пластилин, гипс остаются и ждут своего хозяина на берегу, а сам он не выпускает из рук блокнота, набрасывая этюды, фигуры, портреты.

В годы войны он создает скульптурные портреты Героя Советского Союза старшего политрука Н. Фильченкова (1943), генерал-майора Н. Токарева (1944 – 1945), вице-адмирала Г. Жукова (1944 – 1945), героя обороны Одессы полковника Я. Осипова (1944 – 1945), комиссара А. Расскина (1944 – 1945).

В январе 1946 года в Москве в Центральном Доме Красной Армии открылась персональная выставка скульптора Алексея Измалкова. В экспозицию вошли почти сорок работ, созданных скульптором за годы войны. Выставка была хорошо встречена зрителями. Пресса отмечала ровный высокий уровень произведений, их выразительность, профессиональное мастерство и даровитость автора.

После демобилизации Измалков возвращается в Москву. Соскучившись по спокойной творческой работе, он первые послевоенные годы живет в мастерской, отдавая скульптуре все время. Его модели – это старые знакомые, друзья, с которыми вместе пройдено столько трудных дорог. Сохранилась библиотека Измалкова – в ней около пяти тысяч томов. Почти половина из них посвящена морскому делу. Беллетристика, исследования, учебники, чертежи, рисунки парусных кораблей и пароходов, схемы сражений, описание путешествий, записки и портреты мореплавателей. Все это нужно было ему для работы.

А. Измалков был человеком большой эрудиции, разносторонних интересов, любил и неплохо знал театр и музыку. Все это в сочетании с природным юмором и исключительным жизнелюбием делало его приятным, интересным собеседником, привлекало к нему людей.

В 50 – 60 годы он много и успешно работал: завершил памятник И. Кочубею, установленный позднее на родине легендарного командира, сделал проект памятника А. Вермишеву для Ельца, продолжил серию небольших станковых скульптур «Маркс и русские революционеры», сделал три новых портретных бюста Есенина.

Скульптор был полон надежд и планов. Осуществить их, к сожалению, ему не удалось. Внезапная смерть в сентябре 1968 года прервала его напряженную творческую работу.

5СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАНСВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН, ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ        

 (1815 – 1894)  Память его празднуется 10 января.

         Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич, был священником Владимирской церкви села Чернавского и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце.

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. В 1823 году отрок Георгий поступил в духовное училище, легко прошел шестилетний курс и в 1829 году, в числе лучших учеников, был переведен в Орловскую семинарию. Отлично окончив семинарию в 1837 году, Георгий Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, которая в те годы находилась в цветущем состоянии. На последнем году учебы Георгий Говоров решил себя всецело посвятить служению Святой Церкви. 15 февраля 1841 года он принял постриг с наречением ему имени Феофан. Академию иеромонах Феофан закончил в числе первых со званием магистра. Некоторое время он был ректором Киево-Софиевского Духовного училища, а потом три года инспектором Новгородской семинарии.

При всей преданности делу христианского воспитания иеромонаха Феофана влекла уединенная монашеская жизнь. В 1847 году по личному прошению он был включен в состав духовной миссии в Иерусалим. Шестилетнее пребывание на Востоке имело большое нравственное и духовное значение для него.

В 1856 году архимандрит Феофан назначен настоятелем Посольской церкви в Константинополе, он исправно выполнял возложенные на него обязанности, кроме того, собирал драгоценные жемчужины святоотеческой, главным образом аскетической, письменности и укрепил свое знание греческого языка.

Два следующих года будущий святитель был ректором Петербургской духовной академии. Всеблагому промыслу Божию угодно было возвести его в сан епископа. Хиротония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и последующие года преосвященный Феофан возглавлял Тамбовскую епархию.

В одну из своих поездок по епархии святитель посетил Вышенскую пустынь, которая ему понравилась строгим иноческим уставом и красотой местности. Эта пустынь позднее стала местом затворнической жизни епископа Феофана. В 1866 году, после своего ухода на покой с епископского служения, он вернулся в Вышенскую пустынь настоятелем.

В его келье была устроена малая церковь во имя Крещения Господня. В этой церкви он сам служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет – ежедневно.

 6 января 1894 года епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного праздника Крещения Господня. Отпевание было совершено при огромном стечении духовенства и народа. Тело святителя было погребено в Казанском соборе Вышенской пустыни. Над могилой усердием настоятеля обители и почитателей его памяти было воздвигнуто великолепное надгробие с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 6 – 8 июня 1988 года епископ Феофан канонирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

6ДАНИЛЕВСКИЙДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич

(1822-1885)

Есть в Измалковском районе небольшое село Оберец, название которого означает место слияния двух рек – Большая и Малая Чернавка (селение, где сливаются «обе реци»). В конце 19 – начале 20 вв. в Оберце жили высококультурные и влиятельные люди. Они имели прочные экономические связи не только с Москвой, но и поставляли свою сельхозпродукцию за границу, включая Англию и Германию. В числе знатных и богатых людей была семья Мишиных.

В этом уютном уголке с вечно говорливой рекой и благоуханием цветов у Данилевских Якова Ивановича и Дарьи Ивановны (в девичестве – Мишина) 28 ноября (10 декабря) 1822 года родился первенец Коля, т. е. Николай Яковлевич, впоследствии – великий ученый, философ, славянист, естествоиспытатель, публицист и социолог. Он рос и мужал в этом имении. В 15-летнем возрасте Данилевский поступил в Царскосельский лицей (до лицея он учился в частных пансионах Москвы). Будучи студентом естественного факультета Петербургского университета, свои каникулы проводил здесь, в Оберце. В 1847 году он окончил университет со степенью кандидата. Его специальность – биология. Но Данилевский глубоко интересовался историей, философией, культурой и цивилизацией.

В конце 40-х годов 19 века Николай Данилевский участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых был в 1950 году выслан из Петербурга.

Сестра Елена познакомила Николая Яковлевича со своей подругой Верой Николаевной Лавровой, уроженкой с. Русский Брод Орловской губернии. Свадьба состоялась в 1852 году в Вологде, куда был сослан Данилевский. Но брак длился всего 9 месяцев. Вера Николаевна умерла от холеры. Через 9 лет после первого брака Данилевский женился 15 октября 1861 года на Ольге Александровне Межаковой, дочери своего покойного друга А. Межакова.

Социологические взгляды Данилевского наиболее полно изложены в книге «Россия и Европа» (1869). Николай Яковлевич не был профессором. Его главный труд не имеет прямого отношения к полученному им образованию. Да и практическая деятельность этого мыслителя никак не была связана с его высокими идеями историка и философа. Данилевский посвятил всю свою жизнь служению во благо Отечества.

Сейчас книга «Россия и Европа» оценивается как единственный фундаментальный историко-философский труд, в котором описано бытие русского народа, судьба России. Историческое развитие мира после смерти Данилевского подтвердило его мысли, прогнозы и высказывания.

«Для всякого славянина, после Бога и его святой церкви, идея славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без ее осуществления, без духовно, без народно и политически самобытного независимого славянства». (Н. Данилевский).

Умер Николай Яковлевич 7 ноября (по старому стилю) 1885 года от сердечного приступа в одной из своих командировок на Кавказ, на озере Гохчу, по дороге в Тифлис. Похоронен Н. Данилевский в Крыму , в Мшатке. Землю с его могилы привезли в Оберец и поместили в склепе Мишиных – близких родных Данилевского.

7БУНИНБУНИН Иван Алексеевич            

(1870 - 1953)

Иван Алексеевич Бунин. Великий писатель, последний русский классик, мастер слова с мировым именем, наш земляк родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, в родовитой, но небогатой дворянской семье.

От отца, Алексея Николаевича, считал он, унаследовал свой дар художника. Мать же, Людмила Александровна, всю жизнь молившаяся за своего «младшенького», привнесла в душу будущего писателя дух творческий, разбудила и укрепила воображение.

Каменка, Бутырки, Озерки, Глотово (Васильевское). Здесь прошли детские годы Ивана Бунина. Впечатления детских лет, тесно связанные «с полем, с мужицкими избами», с морем трав и цветов, определяли впоследствии тематику многих произведений писателя.

Осенью 1881 года он поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Для избалованного привольной жизнью мальчика перемена обстановки была тяжелым испытанием. Не закончив гимназии, он занимался самостоятельно под руководством старшего брата Юлия, который жил в ту пору в родительском доме под надзором полиции. Брат помог Ивану развить разнообразные способности и интересы, увидел в нем незаурядное художественное дарование.

В литературных произведениях Бунина можно найти описание сел и деревень нашего района. Недаром он писал в автобиографических заметках: «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной…»

В Глотово из-под пера писателя вышло немало замечательных произведений. Здесь, в имении двоюродной сестры С.Н. Пушешниковой, Иван Алексеевич подолгу жил и работал. В своих воспоминаниях «Первые впечатления от Васильевского», «Будни в Васильевском» и «Глотово» жена писателя рассказывает о селе Глотово и о жизни Бунина у Пушешниковых. «Глотово, - пишет Вера Николаевна, - деревня довольно зажиточная, с кирпичными избами под железными крышами. В селе были три помещичьи усадьбы, две лавки, церковь, школа, винокуренный завод. Ежегодно происходили ярмарки».

В 1887 году в печати появилось первое стихотворение Бунина, а с 1888 года он начал регулярно печататься в книжках «Недели». Материальное положение семьи ухудшалось, и 18-летний Иван Бунин в поисках работы уехал сначала в Харьков к брату Юлию, а затем в Орел, где работал в редакции «Орловского вестника».

В 1892 году Бунин переехал в Полтаву, где в губернской управе служил Юлий Алексеевич, некоторое время работал здесь библиотекарем, а затем статистиком. Это был плодотворный творческий период. Имя Бунина стало все чаще появляться в журналах, его произведения привлекли внимание известных критиков.

В начале 90-х годов Бунин публикует свои рассказы «Танька», «Вести с родины» и другие. В прозе И. А. Бунина, музыкальной, как стихи, отразилось дыхание полей, их аромат и краски, пустеющие обветшалые усадьбы и избы, знакомые писателю с детских лет.

Появление в печати повестей «Деревня», «Суходол» принесло Бунину широкую известность. Читая эти произведения, неоднократно задумываешься о том, как скверно устроен мир. Мужики, работающие порой так, что жилы лопаются, страдают от безземелья, нищеты, голодают, становятся преступниками. Не лучше приходится и русским женщинам.

Глотово и Знаменское, Озерки и Бутырки, именно здесь писатель находил прототипов для своих повестей и рассказов, здесь отдыхал душой, восхищался природой.

Отсюда в октябре 1917 года с великим смятением и тоской в душе уезжал Бунин вместе с женой В. Н. Муромцевой. Думал ли он тогда, что прощается с родиной навсегда, что приведут пути-дороги его, скитальца, на чужбину? Вряд ли.

В январе 1920 года Бунин покинул Россию и долгие годы жил во Франции. В конце 20-х – начале 30-х годов он создает во многом автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». Герой постигает мир, видит смерть вокруг себя, несет утраты, ищет смысл жизни, любит. Иван Алексеевич был певцом великого чувства любви. Высоким мастерством отмечены повесть «Митина любовь», рассказы о любви, собранные в книге «Темные аллеи». В 1933 году за ряд произведений И. А. Бунину была присуждена Нобелевская премия.

За долгие годы ему суждено было узнать славу знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии. И он же в горестные дни эмиграции был вынужден просить помощи у состоятельных знакомых. «… Беден так, что не смею и думать об этом…» – признается он в одном из писем другу.

Ему так и не пришлось оставить чужой дом и вернуться в свой, на русскую землю. Жизнь Бунина оборвалась на чужбине в 1953 году, его похоронили на кладбище Сент-Женевье-де-Буа.  Но вернулось то, что написал он вдали от родного крова. На всех этих произведениях лежит свет России, его Родины. И нет смысла делить созданное Буниным на 2 периода. Его творчество – едино, и оно – наша гордость и слава.

8Выдающиеся земляки

Поиск по сайту

Слайд-шоу

Полезные ссылки

Авторизация